-

....Вечером 5 февраля 1938 года дирижабль "СССР В-6", под командованием Николая Гудованцева, вылетел из Москвы в пробный, тренировочный полет по маршруту Москва - Мурманск - Москва с тем, чтобы в случае удачи этого полета и испытания материальной части дирижабля «СССР В-6» решить вопрос о направлении его для снятия экспедиции
Ивана Дмитриевича Папанина.


....Следуя по маршруту и имея регулярную связь по радио с Москвой, Ленинградом и другими пунктами, дирижабль благополучно проследовал над Петрозаводском, Кемью и к 19 часам 6 февраля
приближался к станции Кандалакша (277км до Мурманска). Продвижение дирижабля по маршруту
регистрировалось по радиограммам Гудованцева, а также наблюдениями с земли. После получения в 18 часов 56 минут радиограммы Н. Гудованцева о благополучном ходе полета работа радиостанции «СССР В-6» внезапно оборвалась, и на вызовы многочисленных наземных радиостанций дирижабль не отвечал.

....Уже до Кеми дирижабль шел в облаках и приближался к Кандалакше при снегопаде, что в условиях наступившей темноты ухудшило видимость. Вечером поступили тревожные сообщения от местных жителей, наблюдавших полет дирижабля в районе ст.Белое море (19км до Кандалакши).  Жители слышали какой-то сильный гул, после которого прекратилась слышимость шума - моторов дирижабля и сам он исчез из поля зрения.

....В район предполагаемой аварии немедленно были направлены поисковые группы из местных граждан и военнослужащих частей РККА на оленях и лыжах.
Одновременно были усилены и непрерывно велись поиски радиостанции дирижабля в эфире, не давшие, однако, положительных результатов
.
-


На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль «СССР В-6»
действительно потерпел катастрофу в 18-ти км западнее станции Белое море.

По предварительным данным, катастрофа наступила в результате того,
что дирижабль «CCCP В-6» задел вершину горы вследствие недостаточной высоты полёта
и плохой видимости, при безотказной работе материальной части во все время полета.

В результате трагедии погибли:


-----

ГУДОВАНЦЕВ
Николай
Семёнович


П
ервый
командир
экипажа
-
ПАНЬКОВ
Иван
Васильевич


Второй
командир
экипажа
-
ДЁМИН
Сергей
Владимирович


Первый
помощник
командира
экипажа


-----

ЛЯНГУЗОВ
Владимир
Георгиевич


В
торой
помощник
командира
экипажа

КУЛАГИН
Тарас
Сергеевич


Третий
помощник
командира
экипажа

РИСТЛАНД
Александр
Александрович


П
ервый
штурман
экипажа
-

-
-----

МЯЧКОВ
Георгий
Николаевич


В
торой
штурман
экипажа
КОНЯШИН
Николай
Алексеевич


Старший
бортмеханик
-
ШМЕЛЬКОВ
Константин
Алексеевич


Бортмеханик
-
-


-----

КОНДРАШОВ
Николай
Никитич


Бортмеханик

НИКИТИН
Михаил
Васильевич


Бортмеханик

ЧЕРНОВ
Василий
Дмитриевич


Бортрадист


-----

ГРАДУС
Давид
Исаевич


Бортрадист

Были легко ранены:
Почекин В.И. - четвертый помощник командира,
Новиков К.П. - бортмеханик,
Бурмакин А.Н. - бортмеханик.

Остались
невредимы:
Устинович В.А. - корабельный инженер,
Матюнин И.Д. - бортмеханик и
Воробьев - инженер-радист.

Урны с прахами погибших членов экипажа захоронены
в Колумбарии старой территории Новодевичьего кладбища
(секции №№ 4-5, места №№ 1-13)
в Москве.

(увеличить фото) г. Москва,Колумбарии старой территории Новодевичьего кладбища (секции №№ 4-5, места №№ 1-13). Мемориал на месте захоронения урн с прахом членов экипажа дирижабля "СССР В-6" (© Е. Румянцев, вид 1, август 2009 года) (увеличить фото) г. Москва,Колумбарии старой территории Новодевичьего кладбища (секции №№ 4-5, места №№ 1-13). Мемориал на месте захоронения урн с прахом членов экипажа дирижабля "СССР В-6" (© Е. Румянцев, вид 2, август 2009 года)

(увеличить фото) г. Москва,Колумбарии старой территории Новодевичьего кладбища (секции №№ 4-5, места №№ 1-13). Мемориал на месте захоронения урн с прахом членов экипажа дирижабля "СССР В-6" (© Е. Румянцев, вид 3, август 2009 года)

(для просмотра кликните левой кнопкой
"мыши" по выбранной Вами фотоссылке)


19 февраля 1938 года
И.Д. Папанина и трех его товарищей
сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман».

 

-
В Донецке, Луганске и Казани именами
Гудованцева
, Ритсланда, Лянгузова названы улицы.

Одна из улиц города Долгопрудный, Московской области
носит название Дирижабельная.

-

-
Источник информации:

В.П. Бороздин. «И опять мы в небе»

О триумфе и катастрофе дирижабля «СССР В-6»
под командой Ивана Васильевича Панькова

-